Помощник предпринимателя

Содержание:

Содержание технологического регламента: основные разделы

Любой технологический регламент должен обязательно содержать общие сведения о самом предприятии, которое осуществляет выпуск продукции, а также подробные характеристики самых изделий, сырья, применяемого для его изготовления, материалов, полуфабрикатов, реагентов и катализаторов.

Кроме того, разработка технологического регламента должна включать в себя подготовку следующих разделов:

  • технологическая схема объекта;

  • поэтапное описание каждого производственного процесса;

  • нормы установленного на предприятии технологического режима, а также меры, позволяющие контролировать соблюдение этих самых норм;

  • порядок работы производственного объекта, его пуска и установки как в обычных, так и в экстремальных условиях (к примеру, с наступлением зимнего сезона);

  • требования к безопасному использованию производственного объекта;

  • сведения о влиянии производства на окружающую среду – информация о загрязнении природных ресурсов, отходах изготовления продукции, выбросах вредных или опасных для здоровья человека веществ;

  • краткие данные об используемом производственном оборудовании, а также о запорной, регулирующей и предохранительной арматуре;

  • графическая часть технологического регламента, которая содержит подробную схему изготовления изделия или продукта.

Вопрос 2.1. Понятие о техническом регулировании

С июля 2003 года вступил в силу Федеральный закон Российской федерации (№184-ФЗ от 27 декабря 2002г) «О техническом регулировании». Согласно статье 47 этого закона признается утратившими силу законы РФ «О стандартизации» и «О сертификации продукции и услуг» введенные в действие с 1993 года. В мае 2007 года утвержден закон №65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон», «О техническом регулировании». Все положения по техническому регулированию, стандартизации и сертификации будут излагаться в соответствии с внесенными изменениями.

Эффективно работающий мировой рынок – это экономическое пространство, в котором свободно через границы государств перемещаются товары, капитал, трудовые ресурсы, где для них складываются наиболее благоприятные условия. Создание такого экономического пространства возможно, если принять меры к устранению технических и тарифных барьеров, причем под техническим барьером понимается различие требований к продукции и другим объектам, содержащимся в национальных стандартах различных государств. Так, из-за различных требований к определенным характеристикам автомобильной техники запрещен ее ввоз из России во многие страны мира. По данным экономического комитета Азиатского-Тихоокеанского сотрудничества разработанные программы по устранению технических барьеров дали странам около 45млрд. долларов прибыли.

Техническое регулирование – правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции и связанным с ними процессами жизненного цикла; установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования, производства наладки монтажа, эксплуатации хранения, реализации, утилизации; проведение работ в области оценки соответствия. (ЖЦП – жизненный цикл продукции является фундаментальным понятием в учении о системе менеджмента качества и представляет собой совокупность взаимосвязанных этапов изменения состояние продукции: маркетинг, проектирование и изготовление, закупки, проверка, реализация, эксплуатация, техническое обслуживание, утилизация после использования).

Исходя из этого определения техническое регулирование сводится к трем видам деятельности:

— первый виддеятельности реализуется через принятие и применение технических регламентов, имеющих силу закона, подзаконных актах и обязательных для применения;

— второй реализуется деятельностью по стандартизации через разработку и утверждение стандартов, которые должны применяться на добровольной основе;

— третий вид деятельности основывается на оценке соответствия (сертификация, декларирование соответствия).

Таким образом, введение закона о техническом регулировании не отменяет стандартизацию (тем более существующие ГОСТы) и сертификацию, как виды деятельности, но вносит определенные изменения, дополнения в существующие системы стандартизации и сертификации.

Вопрос 2.5. Основные принципы технического регулирования

При разработке технических регламентов, сводов правил, стандартов необходимо придерживаться определенных принципов.

Основные принципы при разработке технических регламентов следующие:

1) соответствие технических регламентов требованиям международных стандартов, уровню развития национальной экономики и материально-технической базы производства;

2) независимости органов по аккредитации и сертификации от изготовителей, продавцов и приобретателей;

3) применение единой системы и правил аккредитации;

4) недопустимости ограничения конкуренции при осуществлении сертификации и аккредитации;

5) обеспечение единства правил и методов испытаний, измерений при проведении процедур обязательной и добровольной оценки соответствия;

6) недопустимости внебюджетного финансирования государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Первый принцип реализуется путем публикации уведомления о разработке технического регламента, в ежемесячном журнале «Вестник технического регулирования». Разработчик регламента обязан указать требования в техническом регламенте, которые отличающиеся от соответствующих требований международных стандартов или стандартов, действующих в Российской Федерации. Этот принцип указывает на необходимость соответствия продукции и материально-технического уровня испытательных лабораторий мировым показателям.

Второй принцип разработки технических регламентов означает следующее: при подтверждении соответствия в форме обязательной сертификации ее участниками являются три стороны – 1-я изготовитель (продавец) продукции, 2-я орган по сертификации и (или) испытательная лаборатория, имеющая лицензию и аккредитацию, 3-я сторона – приобретатель (пользователь, покупатель) продукции. Под независимостью органов по аккредитации и сертификации (2-й стороны) от приобретателей (3-й стороны) и изготовителей (1-й стороны) следует понимать отсутствие любой формы зависимости – административной, финансовой, экономической. Независимость органа по сертификации предполагает объективную оценку показателей, по которым проводится сертификация.

Применение принципа 3 направлено на то, что проведение работ по аккредитации (доказательство компетентности выполнять работы в определенной области) должны вестись по единым правилам.

Четвертый принцип означает следующее: поскольку в России ежемесячно получают свидетельство об аккредитации большое количество организаций и лабораторий, то может возникнуть конкуренция на проведение работ по сертификации. В этом случае заявителю услуг на подтверждение соответствия предоставляется возможность выбора организации на основе тендера.

Принцип 5 необходимо учитывать при проведении обязательной и добровольной оценки соответствия, при которых правила и методы испытаний проводятся в соответствии с имеющимися методиками, установленными определенными нормативными документами (ГОСТами, Правилами и т.д.).

Последний шестой принцип указывает на то, что контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов возложен на государственные и уполномоченные на то организации, финансируемые из бюджета.

Вопрос 2.4. Цель принятия технических регламентов

Итогом технического регулирования является утверждение технического регламента. Технический регламент – документ, который принят и ратифицирован в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или федеральным законом, указом президента, правительства РФ, и устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, зданиям и сооружениям, процессам производства, хранения, перевозки и утилизации). Из этого определения следует, что технический регламент содержит обязательные требования к объектам технического регулирования.

Технические регламенты принимаются в целях:

— защиты жизни или здоровья граждан при использовании продукции и выполнении различных процессов. Связанных с продукцией;

— защиты имущества физических или юридических лиц от риска возникновения различных опасностей при строительстве, эксплуатации, демонтаже;

— охраны окружающей среды жизни или здоровья животных и растений путем установления минимально необходимых ветеринарно-санитарных и фитосанитарных мер.

Принятие технических регламентов в иных целях не допускается.

Реформа технического регулирования должна заменить тысячи действующих ГОСТов, санитарных и строительных правил на сотни технических регламентов. Утверждать технические регламенты предполагается законом для того, чтобы внести ясность для приобретателей о качестве изделий, обеспечив тем самым достижение целей технических регламентов, а так же упростить условия продвижения изделий на рынок.

Так, первый технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории РФ вредных веществ» был утвержден в конце 2005 года и имеет силу Федерального закона. Действие этого технического регламента запретило производство в РФ двигателей внутреннего сгорания, не отвечающих требованиям стандартов ниже ЕВРО-2 по экологическим нормам, а также наложило запрет на ввоз устаревших образцов автомобильной техники из-за рубежа.

Принципы и особенности регламента

Регламент – это документ, разработанный, принятый и обсужденный ответственными лицами в рамках каких-либо рабочих этапов для оптимизации работы учреждения, сообщества, проекта. В нем описываются все этапы, шаги, ключевые точки, которые должны выполнить или показатели, которых необходимо достигнуть участники данного условия.

Например, для оперативного и качественного исполнения бизнес-процессов важно обозначить сроки, рамки ответственности и указать ресурсы, на которые может опираться исполнитель. Регламентируются права и обязанности сотрудников организации, правила работы профессиональных сообществ, корпораций, комитетов, палат и общественных учреждений

Регламентируются права и обязанности сотрудников организации, правила работы профессиональных сообществ, корпораций, комитетов, палат и общественных учреждений.

Аналогичный распорядок отражает работу депутатов. Такие регламенты принимаются совместным решением всего парламента (сената), палатой на основе действующего законодательства – конституции, законов, подзаконных актов. Отмена регламента правительственных палат возможна только через решение специальных комитетов, которые контролируют соблюдение установленных регламентов.

Приложения

  • Связанные документы и нормативные ссылки. Когда регламент выполняет в том числе формальную функцию, может быть, необходимо указать связь регламента с внутренними и внешними документами, а также дать нормативные ссылки. Необязательный пункт.
  • Ревизия процесса. Указывается дата ревизии, кто провел и что в итоге: были внесены изменения или нет. Под ревизией имеется в виду, что кто-то посмотрел, как работает процесс и соответствует ли реальная жизнь тому, что написано в регламенте.
  • Перечень изменений. Перечень внесенных в регламент изменений с указанием даты и лица, внесшего изменение.
  • Словарь терминов и сокращений – думаю, тут все понятно.
  • Условные обозначения. Перечень значений элементов нотации, в которой выполнены модели процессов.
  • Формы и образцы документов. Если вы решили, что регламент должен включать в себя образцы и формы документов, то лучше всего это сделать в виде приложения.

Порядок разработки и принятия

Технические регламенты разрабатываются и принимаются на региональном уровне. Существует стандартный порядок проведения данных мероприятий:

  • Этап разработки – в этот период должна обеспечиваться максимальная прозрачность процедуры, возможность участия в работе всех заинтересованных лиц.
  • Публикация – обязательно выполняется оповещение о начале процедура разработки ТР, информация размещается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию. На данный момент — это «Вестник технического регулирования» Министерства промышленности и торговли Российской Федерации.
  • Впоследствии осуществляется постоянное информирование, в печати выкладываются все тексты разработки. Именно из публикации узнают заинтересованные лица о начале процедуры и всех стадиях работы над техническим регламентом для строительства и могут принимать участие в разработке документации.
  • Публичное обсуждение – в печатном издании выкладывается проект технического регламента и к нему прилагаются все тексты с замечаниями, полученными в ходе разработки.
  • Экспертиза – экспертное решение выносится после публичных обсуждений. Специалисты выявляют недостатки проекта в ходе его подготовки. Эксперты прогнозируют действенность разработок, их экономическую целесообразность, финансовую и ресурсную обеспеченность. Экспертиза дает прогнозную оценку возможных социально-неблагоприятных и экологических последствий. Специалисты проверяют проект на соответствие международным стандартам и национальным стандартам, утвержденных правительством РФ.
  • Утверждение проекта технических регламентов законодательно.

Принятым документом должны руководствоваться при строительстве и эксплуатации всех объектов. Необходимо отметить, что не следует приводить документацию всех недостроенных или построенных ранее сооружений в соответствие с техническими требованиями. Также нормы, закрепленные в законе № 384-ФЗ, не распространяются на ряд объектов, до момента их реконструкции или капитального ремонта:

  • здания и сооружения, введенные в эксплуатацию до официального принятия ТР;
  • здания и сооружения, которые строились, подвергались капитальному ремонту и реконструкции по проектной документации, утвержденной или направленной на техническую экспертизу до вступления в силу ТР;
  • здания и сооружения, которые не входят в перечень, чья проектная документация должна подлежать обязательной государственной экспертизе и заявление, которых подано на получение разрешения на строительство до официального вступления в силу ТР.

На сегодняшний день технический регламент в строительстве может рассматриваться как базовый модуль или единица нормирования, то есть документ особого рода в сфере технического регулирования

Важно, что процесс его разработки является прозрачным, участвовать в нем могут все заинтересованные лица.

История технического регламента в России

Данный вид документов должен был сменить прежнюю систему стандартизации и урегулировать вопросы безопасности. Система ГОСТов устарела и не соответствовала современным условиям, к тому же она была очень запутанной. В итоге обязательное сертифицирование всей продукции стало формальностью. Государственные органы, занимающиеся этой процедурой, получили возможность найти какие-либо несоответствия. И, как правило, продукция проходила сертификацию за взятку.

Понятие «технический регламент» было введено в России в 1996 году. Согласно этому изменению, оно определялось как установленные характеристики услуги или продукции, связанные с ними процессы и методы производства. А в 2003 году вступил в силу новый закон, который заменил десятки тысяч устаревших ГОСТов на ряд регламентов, обобщающих и упрощающих решение ряда вопросов. Этот документ включает также требования к символам, терминологии, упаковке, маркировке или же полностью посвящается этим вопросам.

Общий ответ на вопрос о том, что такое регламент (работы, генеральный и др.), звучит следующим образом: это документ, который принят соответствующими органами власти и содержит обязательные правовые нормы.

На какой срок разрабатывается технологический регламент?

Срок действия технологического регламента, разработанного под конкретный продукт или на производственные процессы, в подавляющем большинстве случаев составляет 5 лет. Исключение составляют опытные образцы изделий, которые выпускаются впервые или оборудование, подлежащее тестированию. Для них срок действия ТР не должен превышать двух лет.

Технический регламент продлевается еще на один срок в том случае, если технология производства продукции, ее основные характеристики и сам процесс изготовления за время действия документа претерпели лишь минимальные изменения. Кроме того, законодательством предусмотрена возможность досрочного пересмотра уже утвержденного регламента, которая применяется в перечисленных ниже ситуациях:

  • внесение дополнений или значительных изменений в технологический процесс производства или характеристики продукта;

  • внесение в законодательство изменений, вступление в действие правовых актов, нацеленных на усиление мер по обеспечению производственной безопасности и необходимость привести ТР в соответствие с новыми требованиями;

  • несчастные случаи или аварийные ситуации на производстве, которые стали результатом указания в ТР недостоверных или недостаточных сведений о безопасности изготовления продукции.

В любом из этих случаев эксплуатирующая организация может принять решение о пересмотре ранее утвержденного технологического регламента до окончания срока его действия.

Определение слова «Регламент» по БСЭ:

Регламент (польск. reglament, от франц. rиglement, от rиgle — правило)1) совокупность правил, определяющих порядок работы государственных органов, учреждений, организаций (например, Генеральный регламент государственных коллегий 1720, Регламенты Петра I).2) Порядок ведения заседаний, собраний, конференций, сессий и съездов представительных органов (например, Р. совместных и раздельных заседаний палат Верховного Совета СССР).3) Название некоторых актов международных конгрессов и конференций (например, Венский Р. 1815).4) Свод правил (постоянных или временных), регулирующих внутреннюю организацию и формы деятельности палаты или однопалатного парламента, а также правовое положение депутата. Правила принимаются палатами в соответствии с принципами и иными предписаниями, содержащимися в конституциях, конституционных и органических законах, поэтому они могут быть отменены только органами конституционного надзора. В палатах обычно создаются специальные комитеты, контролирующие соблюдение Р.

Специфика технических регламентов и стандартов

Отличительной особенностью технических регламентов является их обязательный характер, а особенностью стандартов является их добровольный характер.

Технические регламенты должны содержать все необходимые для обеспечения безопасности продукции и процессов требования в качестве норм прямого действия. Какие-либо (явные или неявные) ссылки на стандарты и иные нормативные акты в российском законодательстве не применяются.

Стандарты имеют статус документов исключительно рекомендательного характера.

Не допускается принятие и применение стандартов, противоречащих техническим регламентам. Поскольку технические регламенты содержат минимально необходимые требования по обеспечению безопасности, требования любого стандарта по определению не могут быть ниже соответствующих требований, предъявляемых техническим регламентом, а также не могут содержать параметров конструкции или изготовления, не обеспечивающих выполнения требований соответствующего технического регламента.

Стандарты, не обеспечивающие выполнения норм технического регламента, не соответствуют законодательно предъявляемым к стандартам требованиям закона, а потому не могут применяться на территории РФ.

Соответствие требований национальных стандартов требованиям технических регламентов гарантируется предусмотренными Законом процедурами разработки и принятия национальных стандартов, включая экспертизу проектов национальных стандартов.

Соответствие требований стандартов организаций требованиям технических регламентов согласно может удостоверяться через экспертизу Национального органа по стандартизации.

Национальные стандарты разрабатываются любым лицом и утверждаются национальным органом по стандартизации в соответствии с процедурой, установленнойзаконом (опубликование уведомлений о разработке, сбор замечаний в срок не менее двух месяцев, публичное обсуждение, опубликование уведомлений о завершении обсуждения, экспертиза и пр.). Утверждение национальных стандартов без соблюдения указанной процедуры является незаконным.

Перевод ранее действовавших стандартов в статус национальных по процедуре аналогичен принятию новых национальных стандартов.

Поскольку национальные стандарты не могут противоречить техническим регламентам, их принятие возможно только после принятия технических регламентов.

Технические регламенты могут содержать требования к продукции, но не кконструкции или исполнению, за исключением специально оговоренных случаев. Стандарты могут содержать как характеристики продукции, так и параметры конструкции и исполнения.

Кроме того, области применения стандартов могут не совпадатьс областями применения технических регламентов.

Стандарты могут содержать нормы, соответствующие лишь отдельным позициям технического регламента. Стандарты могут также содержать нормы, связанные с отдельными позициями не одного, а нескольких технических регламентов.

Таким образом, перечни национальных стандартов, которые могут применяться для соблюдения технических регламентов, носят не нормативный, а исключительно информационный характер.

Вопрос 2.8. Государственный контроль и надзор за соблюдением требований технических регламентов

Государственный контроль (надзор) за соблюдением требований технических регламентов осуществляется Федеральным органом исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, государственными учреждениями, уполномоченными па проведение государственного контроля и надзора.

Государственный контроль за соблюдением требований технических регламентов осуществляется в отношении продукции исключительно на стадии ее обращения. Главная цель государственного контроля и надзора – обеспечение безопасности применения объектов технического регулирования.

Органы Государственного контроля и надзора вправе:

— требовать у изготовителя (продавца) предъявления документов, подтверждающих соответствие;

— выдавать предписание об устранении нарушений требований технических регламентов в установленный срок;

— принимать решение о запрете реализации продукции, приостановить или прекратить действие декларации или сертификата соответствия;

— привлекать изготовителя (продавца) к ответственности в соответствии с действующим законодательством.

Генеральный регламент

Теперь рассмотрим, что такое генеральный регламент. Это своего рода устав госслужбы для гражданских лиц. Впервые он был издан в 1720 году. Данный документ ввел систему делопроизводства в учреждениях нового типа — коллегиях. Согласно генеральному регламенту определялся порядок обсуждения вопросов в коллегиях, организация документооборота, взаимоотношения с местными органами власти и Сенатом. Данный документ утратил свое значение после издания в 1833 году свода законов Российской Империи.

В этой статье мы ответили на вопрос о том, что такое регламент, и рассмотрели каждый вид данного нормативно-правового документа.

Виды технического регламента в РФ

Существует два вида технического регламента РФ: общий и специальный.

Общими можно назвать те документы, которые установлены для любого вида продукции, производства, хранения, содержат минимальные требования установленные государством для исполнения и являются обязательными для применения. Данный вид требований не учитывает свойства конкретного продукта и производства.

Специальными техрегламентами устанавливаются необходимые требования в зависимости от вида продукции. Применяется в том случае, если общих документов не хватает для полного описания перечня требований.

Государство осуществило введение требований для обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, животных, охраны окружающей среды и т.д. Первый нормативный документ был введен в 2005 году. Он содержал требования к автотехнике и регулировал количество выброса вредных веществ.

К ним относятся такие документы:

  • На продукцию табачную (ФЗ от 22.12. 2008 г. № 268).Данный закон содержит необходимые требования к табачной продукции, правила ее идентификации на территории России, а также содержит инструкции по проведению оценивания соответствия продукции установленным государством нормам.
  • О требованиях по обеспечению пожарной безопасности (ФЗ от 22.07. 2008 г. № 123). Регулирует техническое обеспечение пожарной безопасности, содержит требования к объектам защиты.
  • О безопасности сетей газораспределения и газопотребления (от 29.10.2010 г. № 870). Закон содержит требования к сети газораспределения и сети газопотребления, с целью защиты человеческого здоровья и жизни, сохранности физического и юридического имущества, а также для охраны окружающей среды. Данный закон не имеет распространение на газовые сети расположенные в жилых помещениях.
  • О безопасности объектов для использования во внутренних водах(от 12.08.2010 г. № 623). Требования приняты правительством РФ к объектам внутреннего водного транспорта, к процессам проектирования, строительства и монтажа связанные с водным транспортом, к объектам инфраструктуры связанные с водным транспортом, процессы проектирования, строительства, монтажа связанные с инфраструктурой водного транспорта.
  • О безопасности объектов морского транспорта (от 12.08.2010 г. № 620). Регламент принят постановлением правительства РФ в отношении морского транспорта, выпущенного на территории РФ, процессов связанных с эксплуатацией, утилизацией транспорта, а также с инфраструктурой, которая его обслуживает.
  • О требованиях к безопасности крови, ее продуктов, кровозаменяющих растворов и применяемых технических средств, используемых в трансфузионно-инфузионной терапии (от 26.01.2010 г. № 29). Регламент принят постановлением правительства и содержит требования к безопасности техрегулирования, правила по идентификации крови донора и ее компонентов, правила применяемые к упаковке донорской крови и ее компонентов. Объектами регулирования является кровь, полученная от донора, препараты, изготовленные из донорской крови, растворы для замещения крови, процессы по транспортировке, хранению крови, а также инструменты, используемые в процессе трансфузионно-инфузионной терапии.
  • О безопасности зданий и сооружений (ФЗ от 30.12.2009 г. № 384). Объектом регулирования данного закона являются здания и сооружения для любого назначения, а также все процессы связанные с проектированием, монтажом, эксплуатацией, наладкой, утилизацией зданий.

Правительство РФ постепенно вводит в действие техрегламенты на продукцию, чтобы сделать систему стандартизации и техрегулирования более удобной и подробной. Специалисты сертификационного центра «Ростест» разъяснят все аспекты в данной сфере и окажут помощь в оформлении подтверждающей документации.

Вопрос 2.3. Сферы применения технического регулирования и объекты

Объектами технического регулирования являются:

– продукция (готовые изделия, сырье, природное топливо, материалы);

– услуги (материальные и нематериальные);

– процессы на отдельных этапах жизненного цикла продукции, которые могут создать риск возникновения опасностей. Под риском понимается вероятность причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде с учетом тяжести этого вреда.

Федеральный закон регулирует отношения в следующих сферах деятельности:

— при разработке, принятии и исполнении обязательных требований к продукции или связанными с ними процессам проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, а также эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;

— при разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции или связанными с ними процессам проектирования (включая изыскания) производства, строительства, монтажа, наладки, а также эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или услуг;

— при оценке соответствия.

Таким образом, техническое регулирование можно свести к трем главным видам деятельности:

— установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции и процессам жизненного цикла (деятельность по техническому регулированию);

— установление и применение на добровольной основе требований к продукции, процессам ЖЦП, выполнению работ по оказанию услуг (деятельность по стандартизации);

— правовое регулирование в области оценки соответствия (деятельность по сертификации).

Четвертая сфера применения технического регулирования – формирование требований, обеспечивающих единое и безопасное функционирование единой системы средств связи.

Раздел 1 – Краткое описание

Регламент процесса должен начинаться с краткого описания. Краткое описание всегда должно располагаться отдельно на первой странице, после титульного листа (если он есть). Краткое описание позволяет быстро сформировать понимание границ, сути и в чьей области ответственности находится процесс.

Краткое описание может представлять из себя простой маркированный или нумерованный список или же простую таблицу. Я отдаю предпочтение табличному представлению, потому что оно позволяет наглядно разделить наименование пунктов и содержание.

Все пункты краткого описания обязательны для размещения.

  • Название процесса. Несмотря на то, что в регламенте указывается заранее определенное название процесса, все же еще раз напомню. Название процесса должно быть уникальным и отражать его суть. Быть уникальным – это значит, что второго такого названия процесса или функции не существует в вашей компании.
  • Сквозной номер процесса. Если у вас используется нумерация процессов, то номер должен быть указан здесь. Если нумерации нет – просто пропустите этот пункт. Как правило, если вы используете информационную систему для управления регламентами, то потребность в нумерации отпадает.
  • Тип процесса. К какому типу относится процесс: основной, вспомогательный или процесс управления.
  • Цель / назначение процесса. Очень краткое описание того, зачем существует и какие цели преследует бизнес процесс. Описание должно быть таким, чтобы читателю сразу стало понятно, о чем речь.
  • Владелец процесса. Имя, должность и структурная организационная единица, к которой относится владелец процесса. Можно сразу указать или дать ссылку на контакты владельца процесса. Информация о должности и принадлежности к организационной единице нужна для того, чтобы читателю было понятно – в чьей со структурной точки зрения зоне ответственности находится данный процесс.
  • Основное событие начала. Основное событие, которое стартует выполнение процесса. Событий начала может быть множество, но всегда существует основное – это такое событие, которое инициирует выполнение процесса с наибольшей вероятностью.
  • Основной вход. Входов также может быть несколько, но всегда есть что-то самое главное, с чем работает процесс. И да, это может быть целый набор.
  • Основной поставщик. Название внутреннего процесса, который поставляет вход в рассматриваемый процесс. Если же вход поступает из внешнего источника, то указываем как есть. Например, Поставщик А или Поставщик конкретного продукта. Либо любое другое название, которое позволит однозначно понять, кто вне компании отвечает за поставку входа в процесс.
  • Основное событие окончания. Событие или условие, при выполнении которого мы считаем процесс завершенным. Событий окончания может быть несколько, но, как правило, только одно является основным, потому что только при наступлении этого события, процесс достигает своей цели. Все остальные события окончания являются отклонениями от основного, желаемого сценария и в этом разделе не указываются.
  • Основной продукт. Многие процессы производят несколько продуктов. Они могут быть основными (как правило, основной продукт один) и второстепенными. Основной продукт – это то, ради чего существует весь процесс. Ради этого продукта все выполняется.
  • Основной клиент. У любого продукта есть клиент. Внутренний или внешний. В кратком описании обязательно указать – кто является клиентом рассматриваемого процесса. Под “кто” я понимаю внутренний процесс, конкретное лицо, организационную единицу или внешнего клиента.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector