Гост р 54008-2010. оценка соответствия. схемы декларирования соответствия

Содержание

Введение……………………………………………IV

1 Область применения……………………………………..1

2 Нормативные ссылки……………………………………..1

3 Термины и определения……………………………………1

4 Общие положения………………………………………2

5 Порядок проведения анализа состояния производства…………………….4

Приложение А (обязательное) Типовая программа анализа состояния производства………7

Приложение Б (рекомендуемое) Форма типового перечня регистрационно-учетной документации . 11

Приложение В (обязательное) Форма акта о результатах анализа состояния производства…..12

Библиография…………………………………………13

ГОСТ Р 54293—2010

3 Термины и определения

8 настоящем документе используются термины и определения, содержащиеся в стандарте ИСО/МЭК 17000.

Примечание — Использование термина «орган» (‘body*) в настоящем стандарте означает либо орган по аккредитации, либо орган по оценке соответствия, как определено в ИСО/МЭК 17000.

* Исходный международный документ ИСО разработан для использования при разработке стандартов в группах ИСО/КАСКО. Настоящий стандарт распространяет принципы, выработанные для групп ИСО/КАСКО. на разработку национальных стандартов в области подтверждения соответствия продукции, услуг, систем качества, подтверждения компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации.

Издание официальное

Краткое описание схем сертификации ГОСТ Р

  • Схема 1с. Для серийно выпускаемой несложной продукции, только первичные испытания образцов.

    Схема 2с. То же самое, плюс сертификация производства, но без инспекционного контроля.

  • Схема 3с. Для серийно выпускаемой продукции, зависящей от производственных факторов, первичные и периодические испытания продукции.

    • Схема 4с. То же самое, плюс сертификация производства и его инспекционный контроль.

      Схема 5с. То же самое (что и 4с), но сертификация и инспекционный контроль не производства, а системы контроля качества.

  • Схема 6с. Для ограниченных партий продукции, только первичные испытания образцов, без проверки производства.

    Схема 7с. То же самое, но испытания каждой единицы продукции.

  • Схема 8с. Для серийно выпускаемой опасной продукции, анализ проекта продукции, сертификация производства, периодические испытания образцов и инспекционный контроль производства.

    • Схема 9с. То же самое, но сертификация и инспекционный контроль не производства, а системы качества.

      Схема 10с. То же самое (что и 9с), плюс первичные испытания образцов продукции.

  • Схема 11с. Для экспериментальной продукции с потенциально большим количеством модификаций перед запуском в серийное производство, первичные исследования типа и периодические испытания образцов.

    Схема 12с. То же самое, плюс сертификация производства и его инспекционный контроль.

  • Схема 13с. Для сертификации типа продукции, только исследования типа, без проверки производства и испытаний готовой продукции.
  • Схема 14с. Для сертификации проекта продукции, только исследования проекта, без проверки производства и испытаний готовой продукции.

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общедоступные технические требования (ОТТ), которые содержат принципы и требования, касающиеся элемента «беспристрастность)» относительно стандартов по оценке соответствия.

Настоящий стандарт является внутренним инструментом, использующимся в процессе разработки стандартов е области подтверждения соответствия продукции, услуг, систем качества, подтверждения компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации всеми разработчиками\ если при подготовке документов рассматривается элемент «беспристрастность)».

Настоящий стандарт не является отдельным нормативным документом для использования непосредственно в деятельности по оценке соответствия.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 40.003—2008 Система сертификации ГОСТ Р. Регистр систем качества. Порядок сертификации систем менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001—2008 (ИСО 9001:2008)

ГОСТ Р ИСО 9000—2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь

ГОСТ Р ИСО 14001—2007 Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению

ГОСТР ИСО/МЭК 17021—2008 Оценка соответствия. Требования корганам. проводящим аудит и сертификацию систем менеджмента

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулирование и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателе «Национальные стандарты!», который опубликован по состояние на 1 января текущего года, и по соответстауещим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным а текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться звмвняещим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей зту ссылку.

Издание официальное

Предисловие

Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N9 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения »

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Открытым акционерным обществом «Всероссийский научно-исследовательский институт сертификации» (ОАО «ВНИИС») с использованием принципов, изложенных в документе Международного форума по аккредитации, указанном в пункте 4

2 ВНЕСЕН Управлением развития. информационногообеспеченияиаккредитацииФедерального агентства по техническому регулированию и метрологии

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 5 мая 2011 г. №68-ст

4 Настоящий стандарт основан на принципах, изложенных в документе Международного форума по аккредитации IAF MD 5:2009 «Документ МФА. касающийся продолжительности аудитов систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента» (IAF Mandatory Document For Duration of QMS and EMS Audits), определяющих время, необходимое для проведения аудитов систем менеджмента качества и систем экологического менеджмента

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе кНациональные стандарты», а текст изменений и поправок — е ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также е информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Стандартинформ.2012

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общедоступные технические требования (ОТТ), которые содержат принципы и требования, касающиеся элемента «беспристрастность» относительно стандартов по оценке соответствия.

Настоящий стандарт является внутренним инструментом, использующимся в процессе разработки стандартов в области подтверждения соответствия продукции, услуг, систем качества, подтверждения компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации всеми разработчиками*, если при подготовке документов рассматривается элемент «беспристрастность».

* Исходный международный документ ИСО разработан для использования при разработке стандартов в группах ИСО/КАСКО. Настоящий стандарт распространяет принципы, выработанные для групп ИСО/КАСКО, на разработку национальных стандартов в области подтверждения соответствия продукции, услуг, систем качества, подтверждения компетентности испытательных лабораторий и органов по сертификации.

Настоящий стандарт не является отдельным нормативным документом для использования непосредственно в деятельности по оценке соответствия.

менеджмента

6.1 К факторам, подлежащим рассмотрению при определении продолжительности аудитов и увеличивающим продолжительность аудитов, относятся следующие:

• сложная логистика с использованием более чем одного здания или территории, на которой осуществляется деятельность:

• персонал организации, говорящий более чем на одном языке (что требует привлечения перевод-чика(ов) или препятствует самостоятельной работе отдельных аудиторов);

• большая площадка относительно численности персонала (например, лесной массив);

• высокая степень законодательного регулирования (например, пищевая, фармацевтическая, аэрокосмическая промышленность, ядерная энергетика и т. п.);

• система менеджмента, охватывающая сложные процессы или относительно большое количество специфических видов деятельности:

• деятельность, требующая посещения временных площадок для подтверждения деятельности, проводимой на постоянных площадках, система менеджмента которых подлежит сертификации.

6.1.1 К факторам, увеличивающим продолжительность аудитов систем экологического менеджмента. относятся следующие:

• более высокая уязвимость окружающей среды организации по сравнению с типичным размещением предприятий в данной отрасли;

• необходимость рассмотрения и учета требований различных сторон, заинтересованных тем или иным образом в деятельности проверяемой организации:

• косвенные аспекты, требующие увеличения продолжительности аудита:

— значимые экологические аспекты, а также законодательно установленные требования для данной отрасли.

6.2 К факторам, подлежащим рассмотрению при определении продолжительности аудитов и сокращающим продолжительность аудитов, относятся следующие:

• отсутствие в системе менеджмента качества организации требований пункта 7.3 или других требований раздела 7 ГОСТ Р ИСО 9001, но при этом должно иметься объективное обоснование исключений данных требований (применимо только для сертификации систем менеджмента качества);

• производство продукции или выполнение процессов с низким уровнем риска (см. таблицу Б.2, приложение Б);

• небольшая площадка относительно численности персонала (например, только комплекс административных зданий):

— высокая степень зрелости системы менеджмента;

• комплексный аудит интегрированной системы, состоящей из двух или нескольких совместимых систем менеджмента;

• наличие у органа по сертификации предварительных знаний о системе менеджмента организации (например, организация уже сертифицирована по другому стандарту тем же органом по сертификации);

• уверенность органа по сертификации в готовности организации к сертификации (например, эта организация уже сертифицирована другим органом по сертификации, имеющим хорошую репутацию);

• низкая степень сложности осуществляемой деятельности, например: процессы одного типа (обслуживание); одинаковые работы, выполняемые всеми сменами при наличии соответствующих данных, свидетельствующих о равнозначных результатах деятельности всех смен на основании предыдущих проверок: значительная доля персонала организации выполняет аналогичные простые функции;

• штат организации состоит из сотрудников, работающих вне предприятия, например торговые представители, водители, ремонтные рабочие и т. п.. при этом у органа по сертификации есть возможность проверить соответствие деятельности организации требованиям системы менеджмента и применяемого стандарта путем проверки документации и записей.

6.3 Орган по сертификации должен проанализировать все особенности системы менеджмента, процессов и продукции/услуг организации, которые могут повлиять на продолжительность аудита, и документально оформить такой анализ.

5 Принципы беспристрастности

5.1 Использование термина «беспристрастность» в настоящем стандарте подразумевает фактическое и воспринимаемое наличие объективности. Под объективностью понимается, что конфликты интересов отсутствуют или разрешаются таким образом, чтобы они не влияли неблагоприятно на деятельность органа.

Примечание — Беспристрастность характеризуется одним или несколькими из следующих признаков:

— объективность;

— независимость;

— нейтралитет;

— честность;

— открытость;

— справедливость;

— отстраненность;

— равновесие;

— отсутствие конфликта интересов;

— отсутствие предвзятости;

— отсутствие предубеждения.

5.2 Необходимо, чтобы органы и их персонал были беспристрастными и воспринимались как беспристрастные для обеспечения доверия к их деятельности и результатам деятельности.

5.3 К угрозам для беспристрастности относят предвзятость, которая может возникать вследствие:

a) личной выгоды (например, чрезмерная зависимость от контракта на оказание услуг или вознаграждений, либо страх потерять клиента, или страх оказаться безработным до такой степени, что это неблагоприятно влияет на объективность при осуществлении деятельности по оценке соответствия);

b) самопроверки (например, осуществление деятельности по оценке соответствия, в которой орган оценивает результаты других услуг, которые он уже оказал, например услуги по проектированию или консультационные услуги);

c) заступничества (например, орган или его персонал выступает в поддержку или в противовес определенной компании, которая одновременно является его клиентом, при разрешении спора или на судебном процессе);

d) чрезмерной фамильярности, т. е. угроза, которая возникает от того, что орган или его персонал действует слишком фамильярно или чересчур доверительно вместо того, чтобы пытаться найти свидетельство соответствия (например, в контексте оценки соответствия систем менеджмента развитие с течением времени отношений между персоналом, осуществляющим оценку соответствия, и персоналом заказчика или организации, что неблагоприятно влияет на объективность и тщательность выполнения действий по оценке соответствия для данного заказчика; при сертификации продукции и в отношении лабораторий управлять данным риском гораздо сложнее, потому что потребность в персонале для оценки с очень специфическим опытом часто ограничивает наличие квалифицированных сотрудников);

e) устрашения (например, угрозы клиента или другой заинтересованной стороны или страх, связанный с ними, могут влиять на объективность действий органа или его персонала);

f) соперничества (например, между оцениваемой компанией и сторонним техническим экспертом по оценке).

7 Временные площадки

7.1 В тех случаях, когда заказчик или сертифицированная организация производит продукцию или предлагает услуги на временных площадках, такие площадки должны быть проверены при аудитах (сер» тификации и инспекционных контролях).

7.2 К временным площадкам могут относиться как крупные объекты, на которых сосредоточено управление деятельностью организации, так и небольшие площадки, например осуществляющие монтаж или сервисное обслуживание. Необходимость посещения таких площадок и объем выборочного контроля зависят от оценки риска возникновения невозможности проконтролировать выпуск продукции или услуг в рамках системы менеджмента качества или неспособности в рамках системы экологического менеджмента контролировать экологические аспекты и воздействия. Выборочная совокупность площадок. подлежащих аудиту, должна отражать диапазон потребностей заказчика в квалификации персонала. виды и масштабы деятельности, а также охватывать различные этапы выполняемых работ и связанные с ними экологические аспекты и воздействия.

7.3 Как правило, временные площадки должны проверяться на месте. При этом могут использоваться следующие альтернативные методы:

— собеседования или совещания о ходе работ с представителями организации а ходе личных встреч или посредством телеконференций;

• анализ документации и записей о деятельности, проводимой на временных площадках;

— доступ кэлектронным сайтам, содержащим записи или другую информацию, которая относится к оценке системы менеджмента и временным площадкам:

> использование видео- и телеконференций и других технических средств, способствующих дистанционному проведению результативных проверок.

7.4 Методика проведения аудита временных площадок должна быть задокументирована и обоснована с точки зрения ее результативности.

Предисловие

Цели и принципы стандартизации е Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0—2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения »

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Центральный орде* на Трудового Красного Знамени научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт «НАМИ» {ФГУП «НАМИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом постандартиэации ТК56 «Дорожный транспорт»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от21 декабря 2010 г. N9 814-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Сгандартинформ.2011

Настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен, тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ Р 54120—2010

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Двигатели автомобильные

ПУСК08ЫЕ КАЧЕСТВА

Технические требования

Automobile engines. Startatulity. Technical requirements

Дата введения — 2011—09—01

6 Способы маркирования продукции знаком

6.1 Маркировка продукции знаком может представлять собой его изображение, нанесенное на продукцию, тару (упаковку), сопроводительную техническую документацию, или специально изготовленное изделие с изображением знака соответствия, прикрепленное к продукции. При маркировании применяют следующие технологические приемы:

— клеймение готового изделия, упаковочной единицы, оформленной сопроводительной документации знаком соответствия с помощью специального клейма;

— нанесение на продукцию, ее тару (упаковку) и оформляемую сопроводительную документацию плоского или рельефного изображения знака соответствия входе технологического процесса изготовления с помощью специализированной технологической оснастки;

— применение комплектующих изделий, упаковочных материалов и бланков сопроводительной документации с нанесенными на них изображениями знака соответствия;

— прикрепление специально изготовленных носителей знака соответствия (ярлыков, этикеток, самоклеящихся лент и т. п.).

6.2 Изделие — носитель знака соответствия закрепляют на продукции или таре (упаковке) способом, исключающим возможность оспаривания принадлежности знака к маркированной им продукции и возможность вторичного использования изделия — носителя знака соответствия.

6.3 Знак соответствия должен сохраняться (по наличию на поверхности и по четкости изображения), по крайней мере, до начала применения маркированного изделия его конечным потребителем.

Схемы декларирования ГОСТ Р

Как уже говорилось, всего есть 7 схем декларирования, каждая из которых требовательнее к доказательствам, чем предыдущая. Соответственно, чем сложнее и опаснее продукция — тем больше «цифра» используемой схемы.

Заявителем может быть как российская компания, так и иностранная, а также физлицо в качестве ИП

Однако, стоит понимать, что декларировать соответствие продукции требованиям национального стандарта может только её производитель, поэтому неважно, кем по роду деятельности является заявитель (поставщик, импортёр, продавец, эксплуатант…), но важно, что он должен быть официально уполномочен подавать декларацию от имени производителя (если сам им не является)

4 Общие положения

4.1 Знак является упрощенным и доступным для неопределенного круга лиц свидетельством того, что данный объект соответствует установленным требованиям. Он должен обеспечивать прослеживаемость до установленных требований путем выхода, при необходимости, на документ, подтверждающий соответствие (сертификат соответствия или декларацию о соответствии).

4.2 Знак применяют в отношении объектов, прошедших подтверждение соответствия, таких как:

— продукция;

— техническая и иная документация;

— процессы;

— услуги и работы;

— системы менеджмента;

— персонал;

— техническая и иная документация.

4.3 Обязательность применения знака как процедуры подтверждения соответствия объектов, указанных в 4.2, установлена нормативными правовыми актами Российской Федерации в области технического регулирования и правилами функционирования систем добровольной сертификации.

4.4 Основанием для применения знака является полученный сертификат соответствия или принятая и зарегистрированная декларация о соответствии.

Дальнейшее применение знака возможно при наличии действующего сертификата соответствия или декларации о соответствии.

4.5 В системах добровольной сертификации органом по сертификации может выдаваться разрешение на применение знака соответствия. Форма разрешения на применение знака соответствия приведена в приложении А.

Примечание — Разрешение на применение знака соответствия выдается с целью недопущения введения в заблуждение приобретателя и других заинтересованных лиц в отношении полноты номенклатуры подтвержденных сертификацией требований к объекту, предусмотренной нормативным документом. Это характерно для случая, когда по желанию заявителя в сертификации подтверждается часть требований нормативного документа. В этих условиях орган по сертификации может не разрешить применение знака соответствия или разрешить применение при дополнении знака информацией о характеристиках или свойствах объекта (эргономичность, безопасность, производительность и т. п.).

4.6 Форма и размеры знаков, а также технические требования к ним устанавливают в соответствующих документах, применяемых при подтверждении соответствия, в том числе в стандартах.

Пример — ГОСТ Р 50460-92.

При отсутствии в указанных документах размеров знаков следует воспроизводить установленное в документе изображение знака с сохранением пропорций его элементов.

4.7 В качестве знака могут утверждаться словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения и их сочетания. Знак может быть в любом цвете или цветовом сочетании.

4.8 Изображение знака не должно быть сходным до степени смешения с изображением других знаков, ранее утвержденных в установленном порядке нормативными правовыми актами Российской Федерации и документами зарегистрированных систем добровольной сертификации.

4.9 Применением знака соответствия по прямому назначению считают маркирование им непосредственно продукции и (или) ее упаковки (тары), технической документации, сопроводительной документации, поступающей к приобретателю при реализации.

К иному применению относят использование знака соответствия (или ссылок на него) в рекламе, печатных изданиях, на официальных бланках и вывесках, при демонстрации экспонатов на выставках и ярмарках.

4.10 Нанесение знака осуществляет держатель сертификата соответствия, декларант или уполномоченная ими организация.

Пример Такой организацией может быть изготовитель индивидуальной упаковки, ярлыков, этикеток, поставляемых изготовителю продукции.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector